Развод по-мусульмански по всем правилам: права мужа и жены в исламе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Развод по-мусульмански по всем правилам: права мужа и жены в исламе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Беременная жена обратилась за разводом, какие могут быть последствия для нее? Если беременная жена обратилась за разводом, то ей следует понимать, что после развода она останется одна с ребенком и ей станет тяжелее финансово обеспечивать его. Стоит также отметить, что в некоторых мусульманских странах развод с беременной женой не является легкой задачей и может занять много времени и сил. Однако, по исламскому праву, беременная жена имеет право на развод. Какие условия должны быть выполнены для того, чтобы мусульманин мог развестись с беременной женой? Исламские правила требуют выполнения определенных условий для того, чтобы мусульманин мог развестись с беременной женой. Среди них: наличие у жены заболевания, которое может быть передано ребенку, сильное недоверие между супругами, склонность жены к измене, нарушение ею обязательств, недостаточное финансовое обеспечение и отсутствие сексуальной привлекательности. Однако, необходимо, чтобы в каждом конкретном случае рассматривались все обстоятельства и принималось честное и справедливое решение. Как общество относится к разводам с беременными женами? Отношение общества к разводам с беременными женами может быть различным. Во многих мусульманских странах подобные разводы воспринимаются как негативное явление и многие люди считают, что беременные женщины нуждаются в особой защите. Однако, принимать решение о разводе или не разводе — это личное дело каждого человека, и каждый должен выбирать свой путь в соответствии с исламскими правилами. Какие мнения ученых по поводу развода с беременными женами? Мнения мусульманских ученых насчет развода с беременными женами бывают различными. Некоторые считают, что такой развод должен быть разрешен только в случае, когда есть серьезные причины для этого, например, если жена болеет опасным заболеванием. Другие ученые говорят о том, что развод должен быть разрешен в любом случае, если обе стороны желают этого, в соответствии с принципом свободной воли. Какие правила следует соблюдать при разводе с беременной женой? При разводе с беременной женой следует соблюдать некоторые правила, в соответствии с исламским правом. В первую очередь, необходимо справедливо поделить имущество между супругами и урегулировать вопросы, связанные с воспитанием и обеспечением потомства. Также важно учитывать мнение и чувства беременной жены, чтобы развод не нанес тяжелого удара ее психическому состоянию и здоровью ребенка. Может ли мусульманин вернуться к своей беременной жене после развода? После развода мусульманин имеет право вернуться к своей беременной жене, если обе стороны этого хотят и придерживаются исламских правил. В таком случае потребуется провести процедуру Халилы и исчислить три отдельных цикла между разводом и возвращением. Однако, если причины развода остаются в силе, то повторный брак может быть нецелесообразным.

Советы из Корана на каждый день: ответы на часто задаваемые вопросы

Развод беременной жены в исламе

Пророк Мухаммад (мир ему) велел своим последователям обращать особое внимание к заботе о беременных женах и поддерживать их во время и после развода. В Коране говорится: «И если они [женщины] находятся в положении деторождения, то питание и одевание их должностная обязанность отца ребенка» (Коран 65:6).

Это свидетельствует о том, что отцу ребенка, даже если он решил развестись с беременной женой, все равно принадлежит ответственность за ее обеспечение и заботу. Ислам признает, что беременная женщина нуждается в дополнительной поддержке и уходе, и эта обязанность лежит на мужчине.

Кроме того, ислам запрещает насилие над беременными женами, и это обязательство также распространяется на период развода. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Берегите женщин. Я был обеспокоен тем, чтобы кто-то несколько раз бил беременную жену, и если бы она родила мертвого ребенка, это было бы все равно» (Сунан Абу Дауд 2142).

В исламе подход к разводу беременной жены должен быть основан не только на праве мужчины на развод, но и на ее защите, поддержке и заботе. Это отображает важность справедливого обращения со всеми членами семьи, особенно в ситуациях, связанных с беременностью и деторождением.

Взгляды разных школ Ислама на вопрос развода с беременной женой

Некоторые школы Ислама, такие как ханафитская и маликитская, придерживаются мнения, что развод с беременной женой возможен, но требует особой осторожности и заботы о жене и будущем ребенке. Они указывают на хадисы, где пророк Мухаммад (мир ему) разрешал развод с беременной женой, но отмечал важность избегания вреда ей и будущему ребенку. Одним из таких хадисов является передача от Абу Хурайры: «Пророк Мухаммад сказал: «Разводиться с беременной женой дозволено, но всегда лучше выполнять свои обязательства в отношении жены и ее ребенка». (Сахих аль-Бухари, 5273) Это говорит о необходимости ответственного и заботливого отношения к жене в случае развода.

Другие школы Ислама, такие как шафиитская и ханбалийская, считают, что развод с беременной женой неприемлем и запрещен. Они подчеркивают необходимость сохранения семьи и защиты интересов жены и будущего ребенка. Они ссылается на коранскую аят, которая гласит: «При несении ребенка, отцы должны поддерживать их матерей и предоставлять им довольствие и одежду в справедливых пределах». (Коран, 2:233) Эта аят указывает на обязанность отца поддерживать и обеспечивать материальные нужды жены и будущего ребенка, что указывает на запрет развода в такой ситуации.

В целом, несмотря на различия во взглядах разных школ Ислама на вопрос развода с беременной женой, все они подчеркивают важность берегти семейный союз и заботиться о благе матери и будущего ребенка в случае развода. Здоровый брак и сохранение семьи являются основными ценностями Ислама, и развод с беременной женой должен быть исключением, предпринимаемым только в крайних случаях и в соответствии с интересами всех сторон.

Когда развод в исламе не имеет силы

Расторжение брака в исламе – это сложный процесс, имеющий несколько этапов. Нарушение процедуры может привести к признанию расторжения отношений недействительными.

Есть хадис, который признает развод, объявленный в состоянии гнева, недействительным. Подобной точки зрения придерживается большинство исламских богословов. Однако факт внезапной вспышки гнева признается только в том случае, если мужчина раньше не помышлял о разводе, не обсуждал и не готовил его.

Также талак считается недействительным, если мужчина дал его в неадекватном состоянии, в помутненном сознании, во время приступа эпилепсии. Не признают развод, данный по принуждению.

Читайте также:  Как получить разрешение на временное проживание в России

Талак без причины считается в исламе грехом. Поэтому мужчины нередко ищут формальный повод для объявления развода. Обычно он связан с непослушанием жены. Ей ставят какие-то абсурдные или невыполнимые условия, а после их нарушения объявляют талак. Развод по выдуманной причине является в исламе недействительным.

После развода в исламе

После того, как супруги расстались и оформили развод, наступает время для периода идда, когда женщина лишается права выходить замуж, если муж вступил с ней в половую связь уже после расставания.

Если в муж разводится или умирает после вступления в половые связи с супругой, женщина освобождается от обязанности соблюдения идды.

Период времени, когда бывшая жена не сможет снова вступить в брачный союз, определяется следующим образом:

  • если у женщины идут менструации, должно пройти 3 цикла;
  • когда менструации еще не начались в силу молодости жены, либо уже закончились, отсчитывают 3 месяца после развода;
  • в течение всей беременности, если мужчина расстался с беременной супругой.

Развод во время беременности по инициативе жены

Расторжение брака в исламе – это сложный процесс, имеющий несколько этапов. Нарушение процедуры может привести к признанию расторжения отношений недействительными.

Есть хадис, который признает развод, объявленный в состоянии гнева, недействительным. Подобной точки зрения придерживается большинство исламских богословов. Однако факт внезапной вспышки гнева признается только в том случае, если мужчина раньше не помышлял о разводе, не обсуждал и не готовил его.

Также талак считается недействительным, если мужчина дал его в неадекватном состоянии, в помутненном сознании, во время приступа эпилепсии. Не признают развод, данный по принуждению.

Талак без причины считается в исламе грехом. Поэтому мужчины нередко ищут формальный повод для объявления развода. Обычно он связан с непослушанием жены. Ей ставят какие-то абсурдные или невыполнимые условия, а после их нарушения объявляют талак. Развод по выдуманной причине является в исламе недействительным.

У женщины после развода нет никаких обязательств перед бывшим мужем. Она вольна жить, как захочет и искать новые отношения. Единственное, что может связывать бывших супругов – это общие дети.

Экс-супруг не может запрещать женщине выйти замуж повторно, а посещения возможны только с ее согласия. Если же мужчина начинает преследовать свою бывшую жену, то она вправе обратиться в правоохранительные органы или в суд.

Мужчина обязан содержать своего ребенка до совершеннолетия. При этом он имеет право решать, оставить ли его у женщины или доверить воспитание другим людям.

В сравнении с европейскими странами Россия – государство в котором наблюдается тенденция ранней беременности. Молодые люди вступают в брак в среднем в 22,8 лет, а в 23,2 года женщины уже рожают первенца. Как результат, супруги еще не успев насладиться романтическими отношениями, сталкиваются с новизной в своей жизни, которая, кстати, сначала шокирует слегка, а потом сильнее – беременность, влекущая за собой токсикоз и женские капризы, потом рождение малыша. Психологический стресс постепенно накапливается и выливается в скандалы и непонимание. Молодой муж не выдерживает напряжения и, ссылаясь на свою загруженность, начинает сбегать из дому, якобы по делам. Женщина, растолковывая ситуацию, как безразличие к себе, может принять скоропалительное решение и подать в суд на развод. И это всего лишь одна из причин, почему происходит развод во время беременности по инициативе жены.

Развод по инициативе жены (хуль’у)

С точки зрения Ислама, давать развод (талак) является исключительно правом мужчины. На это указывают слова Аллаха:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّبِىُّ إِذَا طَلَّقْتُمُ ٱلنِّسَآءَ فَطَلِّقُوهُنَّ لِعِدَّتِهِنَّ وَأَحْصُواْ ٱلْعِدَّةَ

«О Пророк! Когда вы даёте жёнам развод [талак], то разводитесь в установленный срок, ведите счёт этому сроку» (65:1)

Если это право реализуется, то брачный дар (махр) муж оставляет бывшей жене:

وَلَا يَحِلُّ لَكُمْ أَن تَأْخُذُواْ مِمَّآ ءَاتَيْتُمُوهُنَّ شَيْـًٔا

«Вам [мужчинам] не дозволено брать что-либо из того, что вы дали им [то есть забирать махр]» (2:229)

При этом важно отметить, что под влиянием какой-либо мимолетней обиды или плохого настроения, жена не должна выпрашивать у мужа дать ей развод. О таких женщинах посланник Аллаха ﷺ сказал следующее:

أَيُّمَا امْرَأَةٍ سَأَلَتْ زَوْجَهَا طَلاَقاً فِي غَيْرِ مَا بَأْسٍ فَحَرَامٌ عَلَيْهَا رَائِحَةُ الْجَنَّةِ

«Для любой женщины, попросившей у мужа развода без уважительной причины, благоуханье Рая станет запретным» (Абу Дауд 2226, Тирмизи 1187).

Однако, для исключительных случаев Шариат предусматривает возможность жены выкупить себя у мужа, освободившись тем самым от никах. Называется такой выкуп — خلع — хуль’у.

После развода в исламе

После того, как супруги расстались и оформили развод, наступает время для периода идда, когда женщина лишается права выходить замуж, если муж вступил с ней в половую связь уже после расставания.

Если в муж разводится или умирает после вступления в половые связи с супругой, женщина освобождается от обязанности соблюдения идды.

Период времени, когда бывшая жена не сможет снова вступить в брачный союз, определяется следующим образом:

  • если у женщины идут менструации, должно пройти 3 цикла;
  • когда менструации еще не начались в силу молодости жены, либо уже закончились, отсчитывают 3 месяца после развода;
  • в течение всей беременности, если мужчина расстался с беременной супругой.

В сравнении с европейскими странами Россия – государство в котором наблюдается тенденция ранней беременности. Молодые люди вступают в брак в среднем в 22,8 лет, а в 23,2 года женщины уже рожают первенца. Как результат, супруги еще не успев насладиться романтическими отношениями, сталкиваются с новизной в своей жизни, которая, кстати, сначала шокирует слегка, а потом сильнее – беременность, влекущая за собой токсикоз и женские капризы, потом рождение малыша. Психологический стресс постепенно накапливается и выливается в скандалы и непонимание. Молодой муж не выдерживает напряжения и, ссылаясь на свою загруженность, начинает сбегать из дому, якобы по делам. Женщина, растолковывая ситуацию, как безразличие к себе, может принять скоропалительное решение и подать в суд на развод. И это всего лишь одна из причин, почему происходит развод во время беременности по инициативе жены.

Будет ли действителен талак, данный в шутку?

Бытует мнение, что, если развод дан с серьезными намерениями, тогда он будет действителен, а иначе — нет. Например, мужчина сказал формулу развода, чтобы припугнуть жену, или сказал слова развода в шутку и т. д. Такое мнение неправильно и ошибочно. Одно лишь произнесение слов талака в адрес своей жены в здравом рассудке (с намерением развода или без него) прекратит действительность брака.

Многие считают, что развод — это грех и ни в коем случае нельзя произносить эти слова. Так ли это?

Это тоже не так. Развод — это нежелательное действие, однако при наличии уважительной причины развод (талак) не является грехом, а в некоторых случаях он может оказаться единственным выходом из трудного положения. Конечно, без причины дать талак — это причинить вред своей семье и жене. Положительные и отрицательные стороны развода нужно понимать правильно. Для принятия правильного решения лучше всего обращаться к знающим людям (алимам).

В наше время распространилось мнение, что если три раза произнести слово «талак», то засчитывается только один талак, а не три. Правильно ли такое суждение?

Троекратный развод в соответствии со всеми четырьмя мазхабами, в том числе и ханафитским, с произнесением формулы троекратного развода (т. е. три талака) засчитается как три развода, а не как один. После этого их брак (никах) по Шариату будет считаться окончательно расторгнутым. Жена становится запретной для него. Если они снова совершат акт никаха, он все равно будет недействительным. В подтверждение этого мнения существует очень большая доказательная база из Корана и Сунны. Здесь мы не приводим доказательства и доводы, но если кто-либо хочет ознакомиться с ними, он может обратиться в отдел фетв ДУМК. Единовременный троекратный развод (талак) в одном месте в одно время по Шариату считается грехом, но он все равно будет действителен.

Читайте также:  Как поставить дом и землю на кадастровый учет. Инструкция

Развод в исламе во время беременности

⌂На главную страницу ПОДПИСКА НА RSS КАНАЛ ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  • Как Ислам борется с инфекционными заболеваниями? Запрет посещать собрания!Что Ислам говорит о контроле над заразными болезнями и их профилактике? Есть ли…
  • Современные фатвы ученых Ислама о намазеМОЖНО ЛИ ОСТАВЛЯТЬ ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ РАДИ ПОЛЬЗЫ?Шейху Ибн Базу, да помилует…
  • Академия Корана: Наша цель – помочь вам получить наивысшую награду АллахаОб АкадемииОбразование онлайн становится популярнее с каждым днем, ведь…
  • Изучение Арабского языка и ТаджвидаОтличный Сайт! Я с этого сайта с 0 нуля выучил арабский алфавит, потом научился…
  • Обучение намазу (необходимый минимум)بسم الله…
Воскресенье, 6 Июня 2021 г.
Фаджр: 3:15
Восход: 4:45
Зухр: 13:12
Аср: 17:38
Магриб: 21:39
Иша: 23:09

Есть лишь два условия для счастливой семейной жизни – это уважение и любовь, но оба эти чувства должны быть взаимными. Не будет счастливой та семья, в которой каждый супруг будет все время отстаивать свою точку зрения и не будет уважать мнение другого, и такую семью не спасет и рождение ребенка. Всевышний Аллах создал человека не только с чувством любви, но и с другими сильными чувствами, среди которых и негативные, такие как ненависть. Всего один шаг отделяет любовь от ненависти — так говорят не зря. Человек в семейной жизни может обнаружить совершенно неожиданные качества – агрессивность, грубость, нетерпимость. Все эти особенности, которые имеет человеческая природа, Всевышний Аллах знал, когда возлагал на человека обязанности в вопросах брака. Предписания Ислама и Шариата в вопросах развода также учитывают такие особенности, которые имеют люди.

Если в Католицизме развод после заключения брака невозможен, то Ислам такого положения не имеет и не удерживает вместе тех людей, которые несчастливы друг с другом, характеры которых не сходятся и затрудняют их семейную жизнь, даже если в этой семье есть ребенок. Развод в Исламе – это предупреждение возникновения греховных ситуаций и поступков у людей, которые вынуждены оставаться вместе из-за ребенка, но вынуждены искать на стороне того, чего в семейной жизни им не хватает: если люди в браке совершенно чужие друг другу, совершенно по-разному смотрят на мир, если вместе они ужиться не могут, то от необходимости сохранять этот никому не нужный брачный союз Ислам их освобождает.

Великим благом для мусульман является дозволенность развода в Исламе, поскольку дарит возможность двум людям найти для себя подходящую пару еще раз, дает второй шанс на счастливую семейную жизнь. Сказано Всевышним Аллахом: «Если разведутся супруги, то Всевышний Аллах обеспечит каждого из них из Своей Милости, ибо Аллах – Объемлющий и Мудрый» (сура Ан-Ниса / Женщины, 130 аят).

Можно ли давать развод беременной жене

Ислам не поощряет разводы. Это, если говорить мягко. В Коране он называется «самым ненавистным из дозволенного». Религия призывает к уважению и терпению между супругами, к взаимной заботе в отношениях между ними.

Нередко у мусульманок, ожидающих пополнение в семье, возникает вопрос, нужно ли соблюдать им пост в Священный месяц Рамазан. Согласно исламскому вероучению, такая обязанность с беременных снимается. Это объясняется тем, что держать уразу в такой период чревато нанесением вреда как ребёнку, так и его будущей маме. Посланник Аллаха (с.г.в.) наставлял: «Женщины, вынашивающие ребёнка, а затем рожающие, кормящие их грудью и проявляющие к ним любовь и милосердие, если будут молиться и не станут плохо относиться к своим супругам, несомненно окажутся в Раю» (Ахмад, Табарани, Хаким).

Аборт категорически запрещён в исламе. Прерывание беременности – это тяжкий грех, поскольку лишь Всевышний даёт жизнь и обладает правом отнять её у человека по своему усмотрению. Аборт может быть дозволен лишь в форс-мажорных ситуациях, когда вынашивание плода угрожает жизни и здоровью матери.

Хуль‘у совершается без вмешательства судьи, поскольку, во-первых, халифы Умар и Усман (р.а) говорили так; во-вторых, это договор обмена и нет необходимости в судье; в-третьих, расторжение брачного договора по обоюдному согласию похоже на расторжение сделки, в котором судья не принимает участия.

Абу Давуд передал, что Имрана ибн Хусайна спросили о мужчине, который развёлся с женой, а потом вступил с ней в близость, не приведя свидетелей ни на развод, ни на восстановление брака. Ибн Хусайн сказал ему: «Ты развёлся не по Сунне и восстановил брак не по Сунне. Приводи свидетелей и на развод, и на восстановление брака и больше так не делай».

И если вы опасаетесь , что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха , то они оба не совершат греха , если она выкупит развод . Таковы ограничения Аллаха. Не преступайте же их.

Таким образом, если мужчина вознамерился вернуть жену в течение идды, то помимо произнесения обязательных слов для возврата жены также желательно заявить об этом в присутствии двух справедливых мусульман.

И если вы опасаетесь , что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха , то они оба не совершат греха , если она выкупит развод . Таковы ограничения Аллаха. Не преступайте же их.

Смысл предварительного развода – дать супругам возможность пересмотреть свои отношения и не разрушать семью.

Развод в исламе, часть 2: Развод по инициативе женщины

А что касается развода с ней во время месячных или во время после родового кровотечения то нельзя. Потому что Пророк (??? ???? ???? ????) разгневался на ибн ‘Умара за то, что он развелся со своей женой во время ее месячных. Так же, если он развелся с ней в то время когда она отчистилась (от месячных), но после того как совершил с ней половой акт (т.е. также запрещено разводится).

Если вражда инициирована женой, то мужчина может обратно забрать свадебный подарок (махр), либо может получить компенсацию от бывшей супруги или её родственников.

По шафиитскому и ханбалитскому мазхабам — о возврате к прежнему никаху необходимо объявить в присутствии двух свидетелей. Нет необходимости в наличии и согласии опекуна женщины.

Он спросил у неё: «Что это?» она ответила: «Я Хабиба дочь Сахля».

Он спросил: «Что с тобой?», она ответила: «Ни я, ни, Сабит ибн Кайс (мой муж), не можем дальше жить вместе».

Причины и польза многоженства

Причина того, что полигамия в Исламе была разрешена, не заключалась в том, чтобы удовлетворить мужское биологическое желание. Причина легализации многоженства в том, чтобы дать мужчине возможность взять под опеку обездоленных женщин, которые остались без мужчины – это вдовы, разведенные женщины.

Послевоенное время характеризовалось тем, что в обществе наметился серьезный демографический дисбаланс, когда женское население по своему числу сильно превышает мужское, и многие женщины не могут найти себе супруга. Возникает масса проблем с тем, что биологическое стремление женщины реализовать себя как мать, родить ребенка, и если не получается завести полноценную семью, то хотя бы реализовать свой материнский инстинкт. Эта ситуация имеет много негативных социальных последствий, разводов, адюльтеров, семейных драм на фоне измен, и детям приходится расти без отцов. Одной из основных целей многоженства в Исламе является как раз защита прав ребенка. К целям многоженства следует отнести также сохранение института семьи, а также стремление защитить общество от негативных явлений и аморальных примеров.

Читайте также:  Как приватизировать частный дом и землю в 2023 году?

Многоженство в Исламе имеет неоспоримую пользу. Его следует рассматривать не как обязанность, а как решение дозволенное, если оно несет в себе стремление разрешить моральную или социальную проблему. В дозволении многоженства есть несомненная польза и мудрость, которая заложена в него. С помощью многоженства мужчина, женатый на нескольких мусульманках, оказывается защищен от прелюбодеяний, оно оберегает от греха тех мужчин, которые не могут быть удовлетворены только одной женой.

С помощью многоженства решается вопрос защиты женщины от тех любителей страстей, которые присматриваются к одинокой женщины и пытаются увлечь ее на сторону греха.

Еще одна несомненная польза многоженства – это стремление дать мужчине и женщине возможность увеличить потомство. Многоженство в Исламе несет в себе и еще одну очень важную функцию – оно охраняет мусульманский народ от нечестия и всевозможных болезней.

Подходящее время для развода (талак)

Давать развод дозволено в период времени, когда женщина очистится после месячных, до начала следующего цикла. При этом нельзя вступать с ней в интимную близость.

Если после очищения мужчина имел близость с женой, а затем вознамерился дать ей развод, то ему следует дождаться начала у жены следующего цикла и момента, когда она очистится.

Доводом на это условие является хадис, в котором Нафи’ рассказывал:

«Когда Ибн `Умар, да будет доволен им Аллах, развелся со своей женой в то время, когда она была в состоянии менструации (хайд), то (его отец) ‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил посланника Аллаха ﷺ об этом.

Тогда посланник Аллаха ﷺ сильно рассердился из-за этого и сказал ‘Умару:

مُرْهُ فَلْيُرَاجِعْهَا، ثُمَّ لْيُمْسِكْهَا حَتَّى تَطْهُرَ، ثُمَّ تَحِيضَ، ثُمَّ تَطْهُرَ، ثُمَّ إِنْ شَاءَ أَمْسَكَ بَعْدَ ذَلِكَ، وَإِنْ شَاءَ طَلَّقَ قَبْلَ أَنْ يَمَسَّ، فَتِلْكَ الْعِدَّةُ الَّتِي أَمَرَ اللَّهُ سُبْحَانَهُ أَنْ تُطَلَّقَ لَهَا النِّسَاءُ

«Прикажи ему [своему сыну] вернуть ее и удержать, пока она не очистится от менструации (хайд) и у неё не начнется новый цикл. А затем, после очищения, если захочет удержать ее, то пусть удержит, а если нет, то пусть разведется, прежде чем прикоснется к ней.

С этого времени и начинается установленный срок (‘идда), согласно которому Аллах, Свят Он и Велик, приказал разводиться с женами»» (Бухари 5252, Муслим 1471).

Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

زَادَ فِيهِ بَعْضُ الرُّوَاةِ أَوْ عِنْدَ حَبَلٍ قَدْ تَبَيَّنَ، وَلَمْ أَجِدْهُ فِي الرِّوَايَاتِ الْمَحْفُوظَةِ

«Разводитесь с ними, когда они очистятся (от хайда или нифаса), не вступая с ними в половую связь (после предыдущего очищения от хайда или нифаса)» (Бейхакы 14915).

При этом важно отметить, что если муж всё-таки даст развод в период менструации, не дожидаясь очищения, или после очищения, но уже имев с женой интимную близость, то хотя это и будет неправильно, развод всё-таки будет засчитан.

На это указывает понимание сподвижника, которое мы берем из хадиса со слов Мухаммада ибн Сирина, который рассказал, что Юнус ибн Джубайр сказал:

سَأَلْتُ ابْنَ عُمَرَ عَنْ رَجُلٍ طَلَّقَ امْرَأَتَهُ وَهِىَ حَائِضٌ فَقَالَ: هَلْ تَعْرِفُ عَبْدَ اللَّهِ بْنَ عُمَرَ ؟ فَإِنَّهُ طَلَّقَ امْرَأَتَهُ وَهِىَ حَائِضٌ فَسَأَلَ عُمَرُ النَّبِىَّ -صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم- فَأَمَرَهُ أَنْ يُرَاجِعَهَا. قَالَ: قُلْتُ: فَيُعْتَدُّ بِتِلْكَ التَّطْلِيقَةِ ؟ قَالَ: فَمَهْ أَرَأَيْتَ إِنْ عَجَزَ وَاسْتَحْمَقَ؟

«(Однажды) я спросил Ибн ‘Умара о мужчине, который развёлся со своей женой в то время, когда у неё были месяч­ные, и он сказал:

«Ты знаешь ‘Абдуллу ибн ‘Умара? Поистине, (как-то) он развёлся со своей женой в то время, когда у неё были месяч­ные, и ‘Умар спросил (об этом) пророка ﷺ и он велел ему вернуть её»».

(Юнус ибн Джубайр) сказал: «Я спросил: «А этот развод был засчитан?» (Ибн ‘Умар) ответил: «Скажи мне, а что с того, если он и не был засчитан, раз он проявил слабость и глупость?!»» (Муслим 1471, Тирмизи 1175, Ибн Маджах 2022, Табарани в «аль-Му’джам аль-Аусат» 2505).

Муж также имеет право разводиться с беременной женой на любом из этапов беременности, на что указывает другая версия хадиса.

Передают со слов Салима, сообщившего со слов своего отца (Ибн ‘Умара,) да будет доволен ими обоими Аллах, о том, что он [Ибн ‘Умар] развёлся со своей женой в то время, когда у неё были месяч­ные, и (когда) ‘Умар спросил (об этом) пророка ﷺ он сказал:

مُرْهُ فَلْيُرَاجِعْهَا ثُمَّ لْيُطَلِّقْهَا طَاهِرًا أَوْ حَامِلاً

«Вели ему, пусть вернет её, а затем разведётся, когда она отчистится или будет беременной»

(Ахмад 2/26, 58, 61, 81 и 130, Абу Дауд 2181, Тирмизи 1176, Дарими 2263, «Сахих ан-Насаи» 3397).

Если мужчина заключил никах с женщиной, но решил развестись с ней ещё до того, как у них случилось интимная близость, то он тоже не обязан ждать наступления периода очищения.

Присутствие свидетелей при разводе или возврате жены

Аллах говорит в Кур’ане:

فَإِذَا بَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمْسِكُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ أَوْ فَارِقُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ وَأَشْهِدُواْ ذَوَىْ عَدْلٍ مِّنكُمْ وَأَقِيمُواْ ٱلشَّهَٰدَةَ لِلَّهِ

«Когда установленный для них срок истечёт, оставьте их у себя по справедливости или же отпустите по справедливости. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас и [если вы свидетельствуете], то свидетельствуйте ради Аллаха» (65:2)

Наличие свидетелей при разводе или возврате жены является желательным и позволяет избежать лишних споров и недопонимания.

Известен асар от сподвижника, в котором передаётся побуждение приглашать в такие моменты свидетелей.

عن عمران بن حصين -رضي الله عنهما- أنه سُئِلَ عن الرجل يُطلِّق امرأته، ثم يَقَعُ بها، ولم يُشْهِدْ على طلاقها، ولا على رَجْعَتِهَا، فقال: «طَلَّقْتَ لِغَيْرِ سُنَّةٍ، وَرَاجَعْتَ لِغَيْرِ سُنَّةٍ، أَشْهِدْ على طلاقها، وعلى رَجْعَتِهَا، ولا تَعُدْ»

Так передается от Мутаррифа ибн Абдуллаха, что ‘Имрана ибн Хусайна, да будет доволен Аллах им и его отцом, однажды спросили о человеке, который дал развод своей жене, а потом вступил в половые отношения с ней и не брал свидетелей ни когда давал ей развод, ни когда возвращал её. Он сказал:

«Ты дал развод не по Сунне и вернул жену не по Сунне. Бери свидетелей, когда даёшь развод и когда возвращаешь. И не поступай так больше!» (Абу Дауд 2186).

Вместе с этим, нет прямых указаний от пророка на обязательность присутствия свидетелей. Пророк ﷺ сам давал развод без свидетелей, а также не выяснял их наличие, когда слышал о том, что развелся кто-то из сподвижников.

Поэтому, нет сомнения, что даже в их отсутствие талак будет действительным.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *